Ребенок активный и гиперактивный

Ребенок живой, подвижный, активный — что в этом плохого? Не следует любого возбужденного ребенка относить к категории гиперактивных. Пристает к окружающим, вмешивается в игры детей, порой агрессивен.

Если ваш ребенок полон энергии, если она бьет через край, отчего малыш порой становится упрямым и непослушным, — это не значит, что он гиперактивен. Если вы заболтались со своей подругой, а ребенок начинает злиться, не может устоять на месте, усидеть за столом, — это нормально. То, что ребенок становится как заводной, давая выход скуке, вовсе не считается признаком гиперактивности.

Это невнимательность, гиперактивность и импульсивность. Ребенок не в состоянии вслушиваться в обращенную к нему речь, из-за чего складывается впечатление, что он вообще игнорирует слова и замечания окружающих. Ребенок не умеет доводить выполняемую работу до конца. Часто кажется, что он таким образом высказывает свой протест, потому что ему не нравится эта работа. Ребенок легко отвлекается на посторонние стимулы.

Ребенок суетлив, никогда не сидит спокойно. Ребенок не может играть в тихие игры, отдыхать, сидеть тихо и спокойно, заниматься чем-то определенным. Ребенок всегда нацелен на движение. Ребенок часто отвечает на вопросы, не задумываясь, не дослушав их до конца, порой просто выкрикивает ответы. Ребенок с трудом дожидается своей очереди, независимо от ситуации и обстановки.

Признаки синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) можно обнаружить у детей самого раннего возраста. Гиперактивные дети на протяжении всего первого года жизни плохо и мало спят, особенно ночью. Тяжело засыпают, легко возбуждаются, громко плачут.

Беспокойный ребенок

Воспитатели и учителя жалуются на непрекращающееся беспокойство, исходящее от ребенка. Однако замечено, что три четверти таких детей отличаются неповоротливостью, неуклюжестью (диспраксией). Ученые Университета Джона Хопкинса (США) в 1999 году доказали, что размеры лобных долей правого полушария у детей с гиперактивностью меньше, чем у их здоровых сверстников.

Это очень важно помнить тем родителям, которые считают, что их ребенок просто лентяй, и ранее они воспитывали его недостаточно жестко. Одна из основных особенностей таких детей заключается в том, что они быстро переключают внимание с одного предмета на другой и с большим трудом могут сосредоточиться. Этому есть объяснение: центральная нервная система гиперактивного ребенка плохо справляется с новыми (увеличенными) нагрузками, как физическими, так и психическими.

Вспышки гнева и раздражения случаются довольно часто и порой даже на ровном месте. Многие дети замыкаются и начинают жить своей отдельной внутренней жизнью. И тогда коллектив, который он возглавляет, трясет и будоражит много лет. Очень важно помнить, что такие дети, как правило, лишены чувства страха. Часто у детей с СДВГ появляются подергивания и тики. Тик представляет собой внезапное, отрывистое, повторяющееся движение, охватывающее различные мышечные группы.

Многие дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью жалуются на частые головные боли (ноющие, давящие, сжимающие), сонливость, повышенную утомляемость. В первой форме гиперактивность сочетается с нарушениями внимания; по распространенности это самая частая форма заболевания. И хотя природа этих двух синдромов практически одинакова — минимальное нарушение функции мозга, лечить детей можно более щадящими методами.

Гиперактивность и детский сад

Как правило, заболевание у них проявляется в виде нарушения внимания, поэтому они хуже учатся, чаще горюют и с трудом контактируют в коллективе. Если кому-то удалось облегчить существование,научиться дружить с таким ребёнком,дайте пожалуйста совет.Как выстраивать отношения с учителями в школе?Заранее благодарю всех откликнувшихся.

Понятно, что такой ребенок вызывает беспокойство и раздражение взрослых, нередко считающих, что он не хочет сосредоточенно работать, подчиняться дисциплинарным требованиям. Беда ребенка заключается в том, что он не «не хочет», а не может вести себя соответственно общим правилам поведения из-за специфических нарушений функционирования мозговых систем.

Такие дети нередко бывают раздражительными, вспыльчивыми, эмоционально неустойчивыми. Самые обычные дети бывают порой очень активны, неуправляемы, гневливы, не проходя при этом по разряду гиперактивных. Сидя на стуле, ребенок корчится, извивается, не может спокойно сидеть. Наличие у ребенка подобных симптомов, которые наблюдаются в течение как минимум 6 месяцев, является основанием для обращения к невропатологу.

Поэтому необходимо убедиться в том, что такой ребенок находится под наблюдением специалиста. У многих детей наблюдается низкая самооценка, отчасти потому, что они часто страдают от сравнений с братьями и сестрами, поведение и учеба которых ставится им в пример.

При неблагоприятном педагогическом воздействии у детей может возникнуть деструктивное поведение: агрессивность, упрямство, лживость, склонность к воровству и другие формы асоциального поведения. Взрослым необходимо почувствовать проблемы ребенка, понять, что его поступки не являются умышленными и что без помощи и поддержки взрослых он не сможет справиться с имеющимися у него трудностями.

Хвалите ребенка в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Помните, что пребывание в общественных местах (крупных магазинах, рынках, в гостях и т.п.) оказывает на ребенка перевозбуждающее воздействие. Играть ребенку рекомендуется с одним партнером, а не в шумной компании. Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.

Говорите с ребенком спокойно, мягко и доброжелательно. Утомляют детей и длительные переезды. Для занятий с гиперактивными детьми педагоги и родители могут использовать игры, в которых требуется внимательность и самоконтроль. А это значит, что в классе, где в среднем учится 25–27 человек, есть один, а то и два гиперактивных ребенка.

Елена Пахучая