Рано? Поздно? Вовремя? Норма и не норма в развитии ребенка

Развитие движений ребенка обеспечивают два фактора — созревание и научение. В этот период двигательного развития ребенка родителям нужно быть очень внимательными и не навязывать ему того, что кажется более удобным или красивым. В первые годы жизни заметно изменяются и пропорции тела ребенка. До этого возраста у большинства детей психическое и двигательное развитие происходит параллельно. Ознакомимся с основными показателями физического и двигательного развития ребенка.

Между тем процесс физического развития предусматри вает постепенный рост двигательных возможностей ребенка, обусловленный необходимыми внутренними изменениями. Обучение и тренировка проходят успешнее, если совпадают по времени с созреванием определенных систем. Об этом же свидетельствуют и результаты интересного эксперимента.

Близнец, начавший обучение позже, быстро сравнялся с братом в результативности. В основе гармоничного физического воспитания лежит постоянное соответствие процесса обучения и тренировки уровню зрелости анатомо-физиологических систем организма. Особенности возрастного развития некоторых других систем организма ребенка имеют важное значение при выборе характера физических нагрузок.

Все это, учитывая нежность и непрочность кожных покровов малыша, требует особой осторожности при массаже, выборе и выполнении физических упражнений в первые два года жизни ребенка. Созревание нервных окончаний, во многом определяющих эффективность и координированность мышечных напряжений, в основном завершается в начале второго десятилетия.

Поэтому очень важно в детские годы создавать условия для двигательной активности ребенка, связанной с решением сложных, но посильных задач на координацию движений. Координационные способности развиваются еще в дошкольном возрасте, параллельно с этим происходит освоение естественных движений (ходьба, бег, прыжок, лазанье).

Рано? Поздно? Вовремя? Норма и не норма в развитии ребенка

Вы смогли убедиться, что ребенок — это не маленький взрослый. Его физическое и функциональное развитие характеризуется целым рядом важных особенностей, которые нельзя игнорировать при физическом воспитании. Ритм физического развития ребенка — важнейший критерий оценки его гармоничности и правильности.

Не менее важное значение имеет для родителей и знание основных закономерностей двигательного развития ребенка. Первый тип — беспорядочные, хаотичные движения, отражающие потребность ребенка в двигательной активности. Подсчитано, что, например, 3-месячный ребенок в период дневного бодрствования выполняет более тысячи хаотичных движений. Эти рефлексы существуют сравнительно короткое время и быстро угасают.

Особенно широко в последние годы используется плавательный рефлекс для обучения грудных детей умению держаться на воде, плавать. Занятия плаванием в младенческом возрасте все же лучше проводить под контролем врача и специалис та, если для этого имеются необходимые условия.

Как затормозить развитие ребенка?

Родителям необходимо знать их, чтобы контролировать своевременность овладения ребенком новыми видами движений и приобретения им определенного уровня развития физических качеств. К концу первого месяца жизни ребенок может поднять голову из положения лежа на животе. Если ребенка этого возраста потянуть за ручки, он может сесть и даже встать.

Именно в этом возрасте благодаря двигательной активности материализуются представления о пространстве и времени, о причине и следствии. Напомню, что обучение тем видам движений, к которым ребенок еще не готов, не приносит успеха. Основное внимание при этом следует уделять созданию условий для развития тех двигательных способностей ребенка, которые позволяют ему следовать вышеприведенному графику двигательного развития.

В ходьбе детей второго года жизни еще нет характерных особенностей ходьбы взрослого, шагательные движения выполняются примитивно. Одновременно с этим для ходьбы ребенка характерно наличие многих лишних деталей, которые один из крупнейших советских физиологов Н.А. Бернштейн образно назвал «молочными».

Что же должен уметь делать ребенок преддошкольного возраста, от одного до двух лет? Самые ловкие ребятишки могут подбросить мяч вверх, следить за его полетом. Помимо этого качественными показателями двигательного развития детей преддошкольного возраста может служить освоение некоторых новых движений.

Когда мы говорим о развитии ребенка с момента рождения и до того периода, когда его облик и поведение приближаются к взрослому, то прежде всего сосредоточиваем свое внимание на внешних признаках.

Однако они еще слабо координированны и недостаточно ловки, особенно в 3-5-летнем возрасте. В это же время ребенок выбирает удобный темп движений, доступную длину шага в ходьбе. 5-летние дети способны непрерывно идти со скоростью 4 км/ч в течение 132 мин, а самые выносливые — до 170 (почти три часа!).

При этом развитие движений является основой для умственного развития и становления психики ребенка. В этом же возрасте ребенок осваивает такие движения, как прыжок, подпрыгивание (в том числе на одной ноге), метание и другие действия с мячом. В четыре года определяется, левша он или правша. В этих играх ребенок производит известные ему способы обращения с предметами: бросает мяч, укрывается одеялом, возит коляску и т.п.

Елена Пахучая