Полный свод мифов и заблуждений о грудном вскармливании

Суть в том же, что и в предыдущем случае: не открывать настоящее имя, а говорить, что ребенок Богом дан, то есть Богдан. Это скорее не поверье, а именно примета, то есть замеченное длительным наблюдением. Мол, если одежда уже готова, то и ребенок должен быть в ней, а не отдельно. Это сказывается не только на характере, но и на внешности будущего ребенка.

Беременной перед родами стричь волосы нельзя: ребенок может родиться мертвым. В некоторых местах считается, что если ребенка до семилетнего возраста стригут, то ему «ум выстригают». То есть, имея при себе чьи-то волосы, можно влиять на этого человека. Поэтому нередко матери носят на груди в особом медальоне локоны своих детей, равно как и возлюбленные — волосы своих половин.

Нельзя зарисовывать облик беременной (а значит, и фотографироваться): ребенок может мертвым родиться. Если, не дай Бог, беременная уколется или поранит себя, она, естественно, испытает чувство испуга и страха, а это сказывается на состоянии ребенка. Сорочку» эту потом берегли и носили на шее в специальной ладанке.

Суеверие связано с именем Параскевы Пятницы, которую этим можно обидеть, и тогда она во время родов не придет на помощь. Сама беременная не должна ребенку приданое готовить, не то он мертвым родится. Эти приметы следует принять в качестве опытного наблюдения, без особых пояснений, как и примету: «живот тычком — к мальчику».

Верили и в то, что уход за беременной женщиной излечивает от бесплодия. Нельзя при беременной ругаться: ребенок с родимым пятном родится. Все это отрицательно сказывается на ребенке. Если мальчик похож на мать, а девочка на отца — счастливыми будут. — Может быть, с точки зрения генетики в этом наблюдении и есть определенный смысл, но нам он пока неведом.

Конечно, дети, родившиеся от любви, а не по другим причинам, более здоровы и счастливы. Чтобы ребенка не сглазили, первый раз его надо мыть в воде, забеленной молоком. С одной стороны, в данном случае выражается отношение к молоку как основной пище ребенка: желают, чтобы его было в изобилии.

Смысл обычая в том, чтобы мужчина понял, что жене было рожать «солоно и горько». Обучать детей грамоте надо с Наумова дня. — День святого Наума — в декабре. Реальной основы и под этим суеверием нет: речь идет о несуществующих мисти-ческих путах, которые надо разрезать, чтобы они не мешали в дальнейшем. Вплоть до XVII — XVIII веков на Руси существовал и обычай давать ребенку, кроме официального, еще и потаенное имя (обычно — сохранившееся от «языческих» времен).

Считалось, что именно в волосах сокрыта жизненная сила человека. Что касается запрета стричь волосы беременной, то он может уходить своими корнями в глубокую древность, когда волосы частично спасали от холода. Это суеверие вряд ли имеет под собою реальные основания.

Действительно, находясь еще в материнской утробе, ребенок чутко реагирует на звуки, свет, на эмоциональное состояние матери. Размышления об этом есть еще у Плиния. Сейчас их можно встретить в любом пособии для будущей матери. Беременная не должна переступать через земляные плоды (редьку, свеклу, картофель и т. д.): может случиться выкидыш. Ключевое слово в данном случае — «земля».

В сорочке родился — счастливый. Если после родов она оказалась неповрежденной, то это — свидетельство счастливой судьбы новорожденного. Нельзя беременной есть плоды-двойчатки и яйца с двумя желтками: двойнята родятся.

Полный свод мифов и заблуждений о грудном вскармливании

Суть же приметы — в предостережении, ибо двойнята всегда считались несчастьем. Конечно, это суеверие. Оно основано на том, что на двоих — одна судьба и душа. Хотя, что касается животных, то им специально давали сросшиеся плоды, чтобы они приносили двойной приплод. Разве что волосы будут содержать в себе какой-либо тяжелый элемент, свидетельствующий о болезни. Частично это можно объяснить верой в «двойников».

Но не менее реально иное пояснение: беременной и так трудно, а тут надо заниматься приданым — шить, выбирать. Не надо малых детей целовать: немыми могут стать. — На мистическом уровне объяснимо тем, что взрослый своими губами может «забрать», «зацеловать» первое слово младенца.

На сороковой день женщина приносит ребенка в храм (как это сделала Богоматерь) и сама снова получает возможность причаститься. Беременная не должна ничего шить, резать и латать, особенно во время Святок и в Семицкую неделю, не то у ребенка либо «заплата» на щеке будет (родимое пятно), либо ему путь в этот мир будет «зашит». Тот, кто родился в новолуние, будет жить долго и счастливо. Это же, кстати, говорят и подросшим детям: не доешь кашу — невеста рябая попадется (или жених).

Елена Пахучая