«О чем невозможно говорить, о том следует молчать»

Это возможно благодаря тому, что предложение и факт имеют одну и ту же логич. структуру. Оно решает для человека проблему смысла жизни. Но высказать это решение нельзя: “Все, что вообще может быть сказано, может быть сказано ясно; о чем невозможно говорить, о том следует молчать”.

В 1911 году Витгенштейн отправился в Кембридж, где стал учеником, помощником и другом Рассела. То, что можно описать, может быть сделано. В философии Витгенштейна были поставлены и разработаны вопросы и темы, во многом определившие характер новейшей англо-американской аналитической философии.

«О чем невозможно говорить, о том следует молчать»

Западная философия от истоков до наших дней. Т.4. От романтизма до наших дней. СПб., 1997. — 880 с. — ISBN 88-350-7272-7, ISBN 5-86708-105-2. Трактат” Витгенштейна стал для них чем-то вроде Библии, что отчасти было основано на недоразумении. И если я в этом не ошибаюсь, то значение этой работы заключается, во-вторых, в том, что она показывает, как мало дает решение этих проблем». Лучшее описание лекций дал его ученик, американский философ Норман Малкольм: “Читая лекцию или же просто беседуя с кем-то, Витгенштейн всегда говорил отчетливо и очень выразительно.

Если кто-нибудь чувствовал несогласие с тем, что он говорил, Витгенштейн настойчиво требовал от оппонента, чтобы тот четко сформулировал свое возражение. Известны попытки сближения его идей с феноменологией и герменевтикой, а также с религиозной философией (в частности, восточной).

К этому времени В. решительно отказался от занятий философией. В. представляет язык как образ реальности. Предложение языка является образом (реального или возможного) факта. Предложение говорит о факте, факт есть смысл предложения. В то же время, они далеко не всегда выступают как опр., явно сформулированные принципы. Его исследование по логике и философии было завершено в плену (Монте-Кяссино, Италия); в 1921 опубликовано под названием “Логико-филос.

В 1929 вернулся к занятиям философией и был приглашен в Кембридж, где с перерывами читал лекции до 1947. Во время Второй мир. войны оставил преподавание и работал санитаром в Лондон.

«О чём невозможно говорить, о том следует молчать», или масса лжи, которая исчезла из антироссийской пропаганды

Указывая, что возможны языки разного рода, В. подчеркивал, что и наш язык не однороден и сравнивал его с городом, состоящим из кварталов разных эпох, стилей и назначений. Город”-язык не является однородным; поэтому он в каждый момент и полон, и может пополняться новыми “кварталами”, выстроенными по собств.

Его родителями были Карл и Леопольдина Витгенштейн. Он был самым младшим из восьми детей, рождённых в одной из наиболее известных и богатых семей Австро-Венгерской империи. Его отец, инженер Карл Витгенштейн (1847—1913), уже к концу XIX века был одним из крупнейших промышленников Европы. Витгенштейн был талантливым музыкантом, скульптором и архитектором, хотя лишь отчасти сумел реализовать свои художественные возможности. В молодости был духовно близок кругу венского литературно-критического авангарда, группировавшегося вокруг публициста и писателя Карла Крауса и издававшегося им журнала «Факел».

Язык и мир — центральные понятия всей философии Витгенштейна. Факты могут быть простыми и сложными. Объекты суть то, что, вступая во взаимодействие, образует факты. Объекты обладают логической формой — набором свойств, которые позволяют им вступать в те или иные отношения. Это стало одной из главных причин, побудивших Витгенштейна пересмотреть свою философию. Новая философия Витгенштейна представляет собой скорее набор методов и практик, чем теорию.

Взгляды позднего Витгенштейна нашли сторонников прежде всего в Оксфорде и Кембридже, дав начало лингвистической философии. Это в равной мере относится и к его «ранней», и к «поздней» философии. Многие ключевые положения «Трактата…» в той или иной степени присутствуют в Дневниках. Людвиг Витгенштейн: от «Логико-философского трактата» к «Философским исследованиям». Витгенштейн родился в семье сталелитейного магната. Однако уже через год «Трактат» был переведен на английский язык и издан в Англии с восторженным предисловием Рассела.

Философия философии Людвига Витгенштейна

В 1920-е годы образовался Венский кружок (Wiener Kreis), куда входили философы, математики и физики. Витгенштейн заявляет: «…истинность изложенных здесь мыслей кажется мне неопровержимой и окончательной.

С 1929 года Витгенштейн постоянно жил в Англии, был профессором Кембриджского университета (1939-1947). Манера, в которой Витгенштейн читал лекции, описывалась много раз вплоть до самых невероятных легенд, рассказывавших, что Витгенштейн лежал на полу и, глядя в потолок, бормотал что-то неразборчивое.

Он говорил на отличном английском языке — так, как говорят образованные англичане, но с вкраплением отдельных германизмов. Он был очень нетерпелив и легко раздражался. Он был в неистовстве. В Кембридже Витгенштейн cформировал совершенно новую философию языка, которую изложил в своих «Философских исследованиях». В 1934 году Витгенштейн попытался осуществить самый безумный и эффектный из своих экзистенциальных проектов.

А.Ф. Зотов, Ю.К. Мельвиль. Западная философия XX века

Философию Витгенштейна делят на «раннюю», представленную «Трактатом», и «позднюю», изложенную в «Философских исследованиях», а также в «Голубой» и «Коричневой книгах» (1958). В этом аспекте показателен «Стержень Витгенштейна». В последние годы на Западе опубликованы многие тексты из его обширного рукописного наследия. В 1993 году режиссёром-авангардистом Дереком Джарменом была снята псевдобиографическая драма о жизни и творчестве философа — «Витгенштейн» (Wittgenstein).

Одно и то же слово в разных ЯИ может употребляться по-разному и, следовательно, иметь разл. значения. В. говорит даже о возможности иных, отличных от принятых у нас арифметик и логик. При этом он неустанно подчеркивает, что нет одной канонич.

Елена Пахучая