Неосознанное поведение

В этих примерах взаимодействие людей в социальной группе, так же как и животных в стае, осуществлялось с помощью неосознанных невербальных способов общения, инстинктивно.

ВИД «ЧЕЛОВЕК РАЗУМНЙ» ВНЕ СТАИ — НЕ СУЩЕСТВУЕТ (известно, что дети человека, воспитанные зверями, вырастали зверями, и сделать их людьми было невозможно). Все тонкости поведения в стае за миллионы лет сформировалась в программах, которые получили собирательное название «стадного инстинкта» или «общественного инстинкта».

Изучению социальной группы посвящено много работ. Но объективно оценить взаимоотношения лидера и группы, можно только не будучи членом этой группы, со стороны. Для этого нужно постоянно быть в среде этой группы. А это неизбежно сразу приведёт к тому, что наблюдатель станет членом социальной группы и подвергнется её влиянию. УВИДЕТЬ истинное положение вещей может только ВСЕГДА ОСОЗНАННЫЙ человек, не подверженный влиянию группового процесса, и, кроме того, осознающий все виды невербального общения.

Организация незнакомых людей в социальную группу происходит очень быстро, и тем быстрее, чем меньше людей. Но и в большой группе, например, более 50 человек, это происходит тоже достаточно быстро. Достаточно лишь чуть внимательнее приглядеться к людям со стороны, и можно увидеть, как это происходит.

Неосознанное поведение

На их лицах БЕСПОКОЙСТВО и ТРЕВОГА. Они НЕРВНИЧАЮТ и СПЕШАТ выбрать лидера. Он НЕ БЕСПОКОИЛСЯ и не нервничал — как остальные. Закончив с выбором лидера, подростки стали оглядываться по сторонам и рассматривать окружающих детей. Осмотр их удовлетворил. Но вот они увидели одного мальчика, у которого было злое выражение лица, и он ни на кого не смотрел. Один из мальчиков бегом обогнал его и заглянул ему в лицо. И тут же с облеченным и обрадованным видом вернулся к группе лидеров и успокоил их, что всё в порядке.

Он, как и я, смотрел на толпу в центре площади, но не видел того, что происходило. Но тот мальчик опять ничего не понял. В лагере лидеры называли этого мальчика «профессором», хотя ни стремления к знаниям, ни особого ума или таланта этот ребёнок не обнаруживал.

Авторитет и положение человека в социальной группе обусловливает только действие его стадного инстинкта

Они представились избранному лидеру и выразили ему своё одобрение. А вот пример выбора лидера в малой группе — среди взрослых людей. В этом выборе осознание также не принимало никакого участия.

Когда вся группа была в сборе — 8 человек и экскурсовод, — неожиданно наступила тишина

Кроме того, пребывание в этой группе заведомо должно было быть кратковременным — 10дней. Люди держались безлично и настороженно. Люди как будто ощущали растерянность и беспокойство. Они молча вопросительно заглядывали в глаза друг другу. Наконец их взгляды остановились на мне, они подошли ко мне и посмотрели мне в глаза, как бы прося или требуя чего-то. Я подумаю». Их глаза и лица выразили готовность подчиняться.

Она НИЧЕГО НЕ ГОВОРИЛА и ничего не делала, ОНА ТОЛЬКО СМОТРЕЛА в ответ на их ищущие взгляды: строго запрещающе, поощрительно, ласково — и т.п. Но именно она решала, куда всем идти и что делать. Кроме того, у них ещё было время для общения — около суток, в поезде. И та женщина, глядя на лидера преданно, восхищённо и покорно, с восторгом подчинилась. Не смотря на то, что это был последний день отдыха на Кавказе, и следующая такая возможность им могла представиться не скоро. Это были бедные люди, которые отдыхали по профсоюзной путёвке.

Этих людей не считали слабыми и уважали

Основную информацию при общении их мозг получил и анализировал без участия осознания. ВСЕ РАВНЫ и имеют одинаковые права. До того момента, как группа организуется и появляется лидер. Теперь это — «социальная группа», «коллектив». Эти взаимодействия осуществляются так же, как и выбор лидера, — посредством неосознанного немого языка общения и других инстинктивных реакций.

Но слабым не считается никто. Все считают себя сильными в большей или меньшей степени, и все за это себя уважают. В коллективе я наблюдала людей физически ослабленных, имеющих МАЛО ЭНЕРГИИ вследствие болезни или старости, но хорошо защищённых и агрессивных. Я наблюдала людей со слабой психической защитой и легко уязвимых, которые были признанным авторитетом.

И всё это потому, что его постоянно критиковала руководитель(инстинктивный лидер). Ф. Блум и др., «Мозг, разум и поведение»). Можно возразить, что, например, подлость, клевета, предательство, искусство оскорбления и прочие интриги, применяемые людьми в борьбе между собой — это работа разумного сознания.

И КАЖДЫЙ ИЗ НИХ В ОТВЕТ РАДОСТНО УЛЫБАЛСЯ И ПРЕДАННО СМОТРЕЛ В ГЛАЗА ЛИДЕРА, КАК БУДТО ЕГО ПОХВАЛИЛИ! Она улыбнулась и сказала, что на него это похоже. И всё. Позднее я часто видела, как она, читая сказку, всегда садилась на его кровать, а он ласкался к ней, и при этом иногда щипал её, демонстрируя своё влияние и её покровительство.

Очевидно, у людей появились такие инстинктивные программы стадного поведения, КОТОРОЫХ НЕТ У ЖИВОТНЫХ. А конкретные действия по воплощению этих программ мозг людей рассчитывает в соответствии с конкретными условиями. Подлость, ложь, клевета, шантаж — в глазах большинства людей вовсе не зло, достойное осуждения, а оружие нападения и защиты, законное право каждого члена коллектива.

Это ещё раз говорит о том, что это — инстинктивное поведение. Периодически для поддержания своего права на высокую ступеньку в стадной иерархии лидер и многие авторитетные члены социальной группы используют и ЯВНЫЕ оскорбления. В ответ она посмотрела на него серьёзным, понимающим и преданным взглядом.

Врача, занимающего низкую ступеньку в инстинктивной иерархии группы, эта же фельдшер не подпускала к своему рабочему месту (по ходу работы) и сама периодически «критиковала» похожим образом. Этот комплекс включает максимальную для данного индивидуума энергетику и усиление его психической защиты. Эту агрессию можно назвать РИТУАЛЬНОЙ, таким путём лидер инстинктивно проверяет преданность членов группы и подтверждает их членство в группе.

Поведением всех живых существ руководят инстинкты и расчёт мозга. У высших животных -неосознанное мышление, у людей — как осознанное, так и неосознанное мышление. Но когда речь идёт о поведении в социальной группе, то люди считают, что их поведение подчинено их разуму.

Елена Пахучая