Массовая литература

Поле массовой литературы XX века широко и разнообразно. 6. Трансформация классического текста в современной массовой литературе. 7. Поэтика заглавия в массовой литературе. 444. Кондков И. «Где ангелы реют»: русская литература XX в. как единый текст // Вопросы литературы. В разделе 1 (МЛ. Литовская) массовая литература характеризуется как часть культуры.

Массовая литература — совокупность литературных текстов, в которых доминирует ориентация на коммерческий спрос и использование готовых словесных (культурных) моделей. Массовая литература входит в состав массовой культуры, разделяя с другими её разновидностями ряд общих закономерностей.

Введение диссертации (часть автореферата) На тему «Феномен массовой литературы XX века: проблемы генезиса и поэтики»

Для русской традиции характерен также термин «беллетристика» (добротное массовое чтение), который обычно противопоставляется «бульварной литературе». В то же время массовая литература сохраняет преемственность по отношению к более ранним формам лубочной, «низовой литературы» и отчасти фольклора.

Текст научной работына тему «Массовая литература конца ХХ начала ХХI века: технология или поэтика?». Научная статья по специальности «Литература. Литературоведение. Устное народное творчество»

Некоторые исследователи считают возможным говорить о массовой литературе применительно к древнему Риму. Негативистское отношение к массовой литературе, характерное для академического литературоведения, в настоящее время сменяется всё более активным изучением соответствующих феноменов.

Сохраняя значение универсального оценочного определения, массовая литература является также социокультурным и литературным феноменом Новейшего времени. Это способствовало превращению книги из предмета роскоши в легкодоступный предмет культурного обихода, а поэтому – в предмет промышленного производства и средство обогащения.

3.1. Языковые процессы рубежа XX–XXI веков и тексты массовой литературы

По своему составу массовая литература неоднородна. 1) Вся не получившая высокой эстетической оценки литература (малозначительное явление в национальной культуре и литературе). МАССОВАЯ КУЛЬТУРА — своеобразный феномен социальной дифференциации совр. культуры.

Раздел 1Динамика развития и изучения массовой литературы

Массовая литература сегодня, Купина Наталия Александровна, Николина Наталия Анатольевна, Литовская Мария Аркадьевна. Массовая литература сегодня, Н. А. Купина, Н. А. Николина, М. А. Литовская. 5 Проект Б.Акунина «Жанры» как этап в развитии современной беллетристики.

1. Писатель— социокультурная ситуация — читатель: доминанты развития современной массовой литературы. Существенные изменения, произошедшие в культурном пространстве России в конце XX века, естественно затронули и литературный процесс. Трансформации обнаруживаются в разных сферах литературного пространства; изменились качественные и количественные соотношения произведений разных жанров.

Массовая литература, будучи одним из самых заметных проявлений современной культуры, остается теоретически малоосмысленным феноменом. С 1895 года, когда сложились и отработались новые массовые формы книгораспространения и книгоиздания, в США журнал «Букмэн» стал печатать списки бестселлеров. 992:6). условиях современного технического прогресса» (Белокурова С.П., Друговейко C.B. Русская литература.

Диапазон проблематики принципиально меняет видение литературы, а соответственно и структурное рассмотрение любых литературных фактов, равно как и артефактов культуры. В отечественных и западных исследованиях последних лет неоднократно ставился вопрос об общем структурном кризисе гуманитарных дисциплин.

Смотреть что такое «массовая литература» в других словарях:

Если сейчас мы легко можем поставить лубочный текст в один ряд с народной песней или былиной, то в XVIII—XIX веках сопоставлять эти жанры было невозможно. А категории жанра, стиля, традиционные оппозиции классического и авангардного, элитарного и массового должны предстать в новом освещении» (Бенедиктова 2002:16).

Дилемма состоит, например, в том, что возникновение и воздействие подобной литературы в значительной степени зависит от внелитературного контекста. Практически не выработан язык, пригодный для адекватного описания современной массовой литературы. Методы исследования феномена массовой литературы неизбежно выходят за традиционные дисциплинарные границы.

Особенности литературы XX века

Оно касается не столько структуры того или иного текста, сколько его социального функционирования в общей системе текстов, составляющих данную культуру» (Лотман 1993:231). Нельзя не согласиться с Д.С.Лихачевым, полагавшим, что «наука может развиваться только тогда, когда в ней существуют разные школы и разные подходы к материалу (Лихачев 1993:614).

Поэтому даже в рамках сравнительно короткого исторического периода можно наблюдать самые противоречивые мнения о тех или иных градациях «изящной» и «не изящной словесности»» (Панченко 2002:391). Действительно, понятие художественного вкуса становится существенным при определении феномена массовой культуры. Эта функция и определяет особенности дискурса массовой культуры.

Концептуальную значимость имеет идея Ю.М.Лотмана о том, что массовая литература устойчивее сохраняет формы прошлого и почти всегда представляет собой многослойную структуру (Лотман 1993:213). Литературный процесс любой эпохи неизбежно предполагает конфликты и чередование старых и новых жанров; каноны, по которым живет основное направление литературы, могут изменяться со временем.

3.2. Тенденции, определяющие культурно-речевой уровень текстов массовой литературы

Показательна, например, дискуссия, развернувшаяся на страницах журнала «Знамя» «Современная литература: Ноев ковчег?» (1999). Искусственная идеологическая система, какой долгие годы был соцреализм, лишила русскую литературу нормального развития. Ведь именно свободный диалог между массовой и элитарной литературами определяет здоровье культуры.

В связи с этим обращение к проблемам массовой литературы становится особенно актуальным и необходимым. Возникла необходимость в целостном осмыслении феномена отечественной массовой литературы.

Елена Пахучая