Как готовиться к причастию ребенку от 7 лет

Вопрос о подготовке детей к причастию освещается во многих книгах и на многих православных сайтах. Это важно и можно использовать и при подготовке ребенка к причастию. И ребенку так можно сказать? Во-первых, в этом возрасте большинство родителей интуитивно понимают, что и как нужно говорить ребенку.

Сегодня родители, приводящие своих детей в храм, в большинстве своем не имеет опыта исповеди в своем детстве. Желая помочь детям обрести веру в Бога, взрослые не знают каким образом это сделать. Очень важное событие в жизни семьи – первая исповедь ребенка. Родители, которые ходят регулярно в храм, должны попросить священника о специальном времени для первой беседы с ребенком.

Родители могут проводить такую работу, если ребенок сделал какой-то неблаговидный поступок. После этого родители должны внимательно с ребенком побеседовать, рассказать, что такое исповедь, в чем смысл этого Таинства. Мне, конечно, здесь стоит предостеречь родителей от того, чтобы они не пугали ребенка Богом. Часто бывает такая ошибка от родительской беспомощности, от нежелания потрудиться.

Здесь ни в коем случае такого не должно быть с ребенком! Если родители заинтересованы, чтобы детьми занимались, тогда и в отношениях священника и ребенка все выстаивается вполне благополучно. Одна мама мне рассказала, что священник иногда не допускает ее детей до Причастия, т.к. они на исповеди называют мало грехов.

Как подготовить ребенка к исповеди?

Священник не обсуждает с нами тонкости и детали, он просто требует перечисление грехов и все. И если грехов мало, то священник говорит, что мы не готовы к Причастию». И исповедь превращается в формальность, вернее, в какую-то игру. Игра «Набери больше грехов». Тогда и Причастие превращается в такую вещь, которую нужно заслужить через какую-то странную комбинацию действий, через какую-то игру. Это то, что можно назвать имитацией.

И это вполне объясняется тем, что основной груз воспитания ребенка лежит, безусловно, на плечах родителей

Если человеку есть что сказать, он придет на исповедь и искренне об этом расскажет. Вспомнить свою жизнь за этот день и искренне перед Богом раскаяться. И ребенку надо сказать, чтобы он умел видеть, как он провел сегодняшний день, как он общался с родителями, с близкими. И если что-то есть на совести, нужно попросить у Бога прощение.

Возраст начала исповедования – 7 лет? Кто должен определить, что ребенок готов или, наоборот, еще не готов к исповеди? Родители. Все зависит от психологического состояния ребенка.

Ребенку не трудно признать себя плохим? Если спросить ребенка – плохой он или хороший, то он, конечно, ответит, что хороший! Родители способны объяснить ребенку: «Какой же ты хороший? С этим дружи! С тем не дружи!» Детей изолируют от общества, отдают в православную гимназию.

Вместо того чтобы любить молиться – ребенок от молитвы уходит. Вместо того чтобы любить пост – ребенок пост не любит. Вместо того чтобы любить ходить в храм – ребенок противится этому. Не дай Бог, если мы будем говорить с детьми о Боге, а воспитаем безбожников.

Когда мы начинаем наших детей воспитывать в Православии, мы опять начинаем искать для себя удобные схемы. Что правильно? Только это должно быть действительно то, что он сам может понимать как грех, а не какие-то вложенные в его уста слова взрослых. А то, бывает, подходит мальчик и говорит: «Произносил Имя Господа всуе». Естественно, что это его родители научили. Никаких длинных молитв читать ребенку категорически нельзя. Однако ему уделяется внимание лишь в рамках вопроса о подготовке к причастию взрослых.

Кроме того, ребенок в этом возрасте уже, хотя бы в фоновом режиме, «слышит», что делают родители

А потому большинство интернет и печатных источников категорично говорит об обязательной исповеди перед причастием начиная с семилетнего возраста. Например, на вопрос о том, можно ли насильно причащать годовалого ребенка, священник отвечает: «Родителям нужно приложить усилия и со своими детками дома беседовать о Церкви и Таинстве.

И со временем Ваш ребенок привыкнет, и будет хорошо, спокойно причащаться». Проблема только в том, что беседовать с годовалым ребенком о Церкви и Таинстве в общем-то можно сколько угодно – также как об астрофизике или нанотехнологиях. В этом возрасте перед ребенком еще не возникают задачи запомнить что-либо для воспроизведения в будущем. Это не случайно: детский организм (на физическом и психическом уровнях) отличается от взрослого настолько, что взрослый врач (если он профессионал) не будет лечить ребенка.

Мои дети были другими: они требовали еды часто, кушали долго, а потом еще и обильно срыгивали. Таким образом, мама должна так приспособиться и к нуждам собственного младенца и к расписанию службы, чтобы и ребенка причастить, и самой при этом со стыда не умереть. Конечно, это легче сделать, если семья воцерковлена, и родители могут практически безошибочно угадать время причастия.

Но и там оказываются дети, с которыми тоже нельзя дружить. Теперь, когда ребенок в общих чертах уже может понять, что такое пост, и для чего он нужен, можно приобщать его к этой семейной практике. С другой стороны, к ребенку обращаются и о нем говорят в третьем лице, используя при этом его имя собственное: «Машенька все скушала, вот молодец!».

Елена Пахучая