Детский рисунок

Особенности изображения семьи Семья на рисунке отражена в полном составе. Как много важного для него самого и для родителей скрыто в этом рисунке! Несомненно, это рисунок очень наблюдательного, развитого и вместе с тем тревожного ребенка.

Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен. Детский рисунок чаще всего наглядно демонстрирует сферу интересов самого маленького художника.

Обычно он сначала делает рисунок, а потом придумывает, что изобразил, на что это может быть похоже. Позднее (к четырем годам) появляется замысел рисунка. С определенного возраста (в 3,5 – 4 года) объектом пристального внимания и изучения становится человек. С точки зрения психодиагностики рисунок человека является одним из самых точных и достоверных источников информации.

Детали детского рисунка зависят от возраста

Психологи, которые используют в работе рисуночные методики, должны обладать достаточной квалификацией и опытом работы с детьми. Однако внимательные родители всегда могут заметить в творческих работах ребенка что-то необычное, почувствовать его настроение, уловить скрытое напряжение.

Не стоит торопить малыша или комментировать его рисунок в процессе рисования. А когда он закончит семейный портрет, самое время обратиться с вопросами: кого именно он нарисовал и чем заняты все эти персонажи. Приступая к анализу рисунка, взрослые должны учитывать, что его содержание и, условно говоря, качество зависят от возраста юного художника.

Может появиться и рожица. На рисунках пятилетних детей появляются голова, глаза, туловище, руки, ноги. В шесть лет к выше перечисленному добавляются нос, рот, пальцы (их количество несущественно). К семи годам «живописцы» уже не упускают из виду такие детали человеческого образа, как шея, волосы (или шапка), одежда (хотя бы в схематическом виде), а руки и ноги изображают двойными линиями.

Для верного прочтения детского рисунка необходимо довериться своим впечатлениям. В этом случае можно найти таких же заинтересованных родителей и обменяться с ними творениями малышей. А затем поделиться друг с другом своими ощущениями от рисунков в качестве «независимых экспертов».

Негармоничный, – — неспокойный по цвету, нагруженности частей рисунка, динамике персонажей. Однако не стоит делать поспешных выводов по одному-единственному рисунку. Эмоциональные переживания малыша обычно ярки и кратковременны, но они оказывают значительное влияние на всю его ближайшую деятельность, в том числе и на творческую. Особое внимание уделяется анализу структуры рисунка семьи. Необходимо сравнить ее реальный состав с тем, который изображен ребенком на бумаге.

Подобные «коррективы» в состав семьи вносят дети, неудовлетворенные своим эмоциональным положением. Им требуется больше доброжелательного внимания от взрослых и игр «на равных», а лучше – развлечений в компании других таких же малышей. Важную роль при анализе детского рисунка играет и то, чем заняты члены семьи. Если они объединены каким-то общим делом, чаще всего это свидетельствует о благоприятном семейном климате.

Примеры анализа конкретных рисунков:

Встречаются рисунки из отдельных мелких штрихов — малыш как бы опасается провести решительную линию. Иногда весь рисунок или какая-то из его частей штрихуется. Многочисленные украшения, наличие дополнительных деталей и элементов костюма у автора рисунка указывают на демонстративность ребенка, его желание быть замеченным, тягу к внешним эффектам.

Автор этого «семейного портрета» — Алеша (6 лет).

Если малыш изображает себя в открытой позе (руки и ноги широко расставлены, фигура крупная, чаще округлая), это говорит о его общительности и жизнерадостности. Дети очень рано начинают «чувствовать» цвет и подбирать его по своему настроению и мироощущению.

Его автор – Максим (4 года 10 месяцев)

Он пришел к заключению, что выбор цвета отражает психологические качества человека и состояние его здоровья. Количество используемых ребенком цветов можно рассматривать с нескольких позиций. В первую очередь, это характеристика уровня развития эмоциональной сферы в целом. Обычно дети используют 5-6 цветов.

Если ребенок старше 3-4 лет рисует 1-2 цветными карандашами, это, скорее всего, указывает на его негативное состояние в данный момент: тревога (синий), агрессия (красный), депрессия (черный). Цвета могут передавать также определенные свойства характера и состояние. Итак, малыш провел над листом бумаги с карандашами в руках несколько минут, и картинка готова. Попробуем прочитать его? Вот ребенок изобразил себя, но поза неустойчива, и нет лица. А как общаться без лица? – Сложно!

Возможно, он устал. А может быть, болен? И цвет выбрал коричневый. Да, так и есть – температура! Все персонажи рисунка изображены одним способом. Эмоциональная характеристика Рисунок яркий, легкий, жизнерадостный, упорядоченный, скорее доброжелательный. Вероятно, не все ладится в их отношениях. Манера письма» Все линии рисунка сделаны уверенными, решительными движениями. В случае с Алешей это кажущееся противоречие может означать: «Хочу общаться, играть, но меня не всегда понимают».

Целью анализа рисунка всегда является более глубокое понимание ребенка, взгляд на семью его глазами и определение путей к позитивным изменениям. Им также следует подумать, в чем состоит трудность контакта между сыном и дочерью. А активный отдых, игры на воздухе могут существенно снизить эмоциональное и физическое напряжение. Возрастной критерий Такой рисунок скорее характерен для шестилетних детей. Можно сказать, что мальчик интеллектуально развивается с опережением своего возраста.

Отсутствие на рисунке самого маленького художника – частый признак того, что ребенок чувствует себя в семье одиноким, и ему «нет места» в отношениях между близкими. Изображение в профиль или спиной также свидетельствует о напряженных отношениях между этим членом семьи и автором рисунка.

Елена Пахучая