Церковь Спаса Преображения на Ильине улице

Церковь Спаса была выстроена в 1374 году, а в 1378 году расписана фресками. На сегодняшний день церковь Спаса Преображения на Ильине улице – единственный в Великом Новгороде памятник, где проведена полная оцифровка фресок. Роспись церкви Спаса сохранилась далеко не полностью. Построенная на деньги жителей Ильиной улицы, новая каменная церковь была необычайно почитаема в Новгороде. Роспись же Спасо-Преображенской церкви была первой его работой на Руси, предшествующей росписям в Москве и Нижнем Новгороде.

Поставиша церковь камену святого Спаса на Ильине улице и свяща ю (осветил её) архиепископь новгородчкыи Алексеи съ игумены и с попы и с крилосомъ (певчими) святыя Софея (Софийского собора)».

Церковь Преображения, являясь характерной постройкой своего времени, отличается величественной монументальностью и изысканным великолепием. Она относится к распространенному в новгородской архитектуре XIV века типу четырёхстолпного квадратного в плане храма с одной алтарной апсидой и одним куполом.

Узкие вертикальные окошки объединяются в группы. В некоторых местах окна дополнены нишами. Обилие крестов могло быть связано с поминовением новгородцев погибших в 1372 году при разгроме Торжкатверским князем Михаилом Александровичем. Хоры представляют собой деревянный настил между двумя помещениями в западных углах храма — приделами святой Троицы и святых Космы и Дамиана. Третья камора расположена в юго-восточным углу над диаконником, она могла служить сосудохранительницей.

На фасаде сохранился след от его цилиндрического свода. В XIX веке на его месте возвели обширную теплую паперть с колокольней и двумя приделами, эти пристройки были снесены в 1936 году. Знатный новгородский боярин Василий Данилович, принадлежавший к роду Машковых, пригласил для росписи храма одного из величайших мастеров своего времени.

В основном пространстве храма сохранились только очень небольшие фрагменты фресок (хотя возможно, что обнаружены ещё не все сохранившиеся фрагменты). Цикл страстей Христовых так же сохранился в алтарной росписи церкви Фёдора Стратилата на Ручью, фрески которой, вероятно, созданы под влиянием феофановской росписи.

В люнете южной стены фрагменты Рождества Христова, а на примыкающем своде — фрагменты Крещения и Сретения. В самом нижнем регистре, на стенах под хорами сохранились изображения святых жён и мучениц. В диаконнике — фигуры некоторых святителей. Некоторые изображения святых жён отличаются меньшим мастерством исполнения, что свидетельствует об участии в росписи учеников Феофана.

Подобные небольшие приделы, удобные для уединенной молитвы, часто делались в новгородских церквях этого времени. Под ним сохранилась фигура одного из святителей, изображённых в момент богослужения с развёрнутыми свитками. Над входной дверью придела располагается изображение Богоматери Знамение, помещённое в сияние из двух скрещённых ромбов. Здесь, как и в Троице, показано явление Бога, но не в символическом видении, а Бога воплотившегося и ставшего человеком.

В 1831 году на западном фасаде церкви над главным входом из-под опавшей штукатурки раскрылась фреска с образом Богоматери Одигитрии

Она входит в особое экспрессивное направление стиля византийской живописи XIV века, ярко проявившееся в Новгороде (церкви Успения на Волотове поле и Фёдора Стратилата на Ручью). Феофан не был его создателем (фрески Волотова — 1363 год -предшествуют ему), но пользуясь его приёмами, создал сильнейшие образы в православном искусстве.

По сравнению с фресками Волотова Феофан Грек любит все же более статичные и очень крупные фигуры. Свет, создаваемый обильно положенными белилами, играет важнейшую роль в живописи Феофана. В росписи Троицкого придела Феофан создаёт ряд образов святых, полностью погруженных в себя (то, что византийцы называли «внутренним человеком»). В этом заключается основное образное содержание росписи Троицкого придела, свидетельствующее о сильном воздействии богословия и духовной практики исихазма на церковное искусство.

Из летописного известия о «подписании» храма Спаса известно, что храм был расписан «повелением благородного и боголюбивого боярина Василия Даниловича со уличаны Ильины улицы»

Например, фрагменты росписи, открытые в нижних, раскопанных исследователями, частях алтаря отличаются более яркими и разнообразными цветами. Противоположного мнения, что современный цвет фресок близок к авторскому, придерживается реставратор В. Д. Сарабьянов.

Отличительная черта церкви Спаса — обилие декоративных элементов, заполнивших стены, барабан, апсиду

Подобный приём встречается и в некоторых других памятниках византийского искусства, в особенности экспрессивного стиля. На южном фасаде, в его восточном прясле, находится изображение Богоматери «Знамение». На протяжении XVII—XVIII веков фрески были частично утрачены, а потом забелены (как и во многих других древних храмах). Здание храма, а также фрески сильно пострадали в годы Великой Отечественной войны. Был повреждён снарядом свод троицкого придела и разрушен западный свод подкупольного креста.

Но в Москве им расписаны три церкви: Благовещения святой богородицы, святого Михаила и ещё одна». Наилучшая по сохранности часть росписи сосредоточена в северо-западной камере на хорах и в куполе церкви. Зодчий церкви Спаса на Ильине, опираясь на формы и пропорции, найденные зодчим церкви Федора Стратилата, пошел значительно дальше по пути развития декора фасадов здания.

Елена Пахучая